О Марии Монтессори

htmlimageМария Монтессори родилась в 1870 году
в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле.
Её отец – высокопоставленный государственный человек и мать – представительница старейшего итальянского рода Стопани, в котором было много учёных, — старались дать своей единственной дочери прекрасное образование, позволяющее ей реализовать себя.

В католической Италии XIX века это было очень непросто: образование женщин, мягко говоря, не приветствовалось. Тем не менее, Мария
с удовольствием и легко училась в начальной школе, особенно старательно изучала математику. В 12 лет она мечтала поступить в гимназию, посещать которую лицам женского пола было запрещено. Но её настойчивость преодолевает все преграды.

В процессе учёбы она всё больше увлекается естествознанием и делает, наконец, свой профессиональный выбор – детский врач.

Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом Италии. Она работает в университетской клинике, получает частную практику и впервые профессионально сталкивается с детьми с ограниченными возможностями. Наблюдая за ними, Мария Монтессори приходит к мысли о том, что для детей — как больных, так и здоровых — необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребёнок должен пройти путь человека в цивилизацию в школьном возрасте. Это положение стало отправным пунктом её педагогической системы. Она много работает над трудами французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара, над дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развить свою собственную методику обучения детей письму и чтению, формулирует основы собственной педагогики. Её заявление о том, что у дошкольников первичным является письмо, а затем чтение, стало настоящей революцией.

В январе 1907 года в Риме открывается первый «Дом ребёнка», работа в котором построена по принципам Монтессори. Это значит в нём уютно и удобно детям разных возрастов. Здесь присутствует сенсомоторный материал, с которым дети работают с удовольствием и большой концентрацией внимания. Здесь царит дружественная атмосфера, в которой развивается позитивное социальное поведение, проявляется живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь: открываются курсы по Монтессори–педагогике, к ней приезжают педагоги из Лондона, Берлина, Парижа.

И вот уже сто лет метод Марии Монтессори применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии, Китая. Особо здесь хочется сказать о нашей стране. В России первые Монтессори – детские сады открылись в 1910 – 1920 годы благодаря усилиям удивительной женщины Юлии Ивановны Фаусек (1863 – 1941(42)), блестящего учёного-теоретика, талантливой наставницы маленьких детей. Но в конце 20-х годов прошлого века политическая ситуация в нашей стране изменилась, и эти учебные заведения были закрыты вплоть до 1942 года. Идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю. И. Фаусек.

С 1991 года происходит возрождение этого педагогического направления в России. В настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори – детских садов и ряд экспериментальных школ. Есть такие Монтессори-группы и в нашем городе, и мы очень надеемся на то, что в Одинцово будет работать и Монтессори–школа.

Главное, что даёт детям Монтессори–детский сад и Монтессори–школа помимо высокого общеобразовательного уровня – это гуманистическая ориентация, культура автономии, способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться.

М. Монтессори одна из первых сделала вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – другие. Именно другие человеческие существа, живущие по своим собственным законам и правилам. Она верила в огромные возможности ребёнка, в его богатейший внутренний потенциал и изначальное стремление к самосовершенствованию. Она полагала, что
«….
с рождения ребёнок имеет некую силу внутри себя….. Мы должны увеличить в нём законы творения».

Педагог – это партнёр и помощник ребёнка в процессе его образования: «необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера, новой и более свободной формы сознания, способной понять тотальность человеческих нужд».