Дети-Другие

Мария Монтессори написала более двадцати книг о воспитании детей. Одна из самых известных ее работ «Дети — другие». В ней Монтессори делится своими открытиями, сравнивая детей и взрослых. Основной ее вывод в том, что мы, взрослые, ничего толком не знаем о детях, об их природе, потребностях и возможностях. Наши представления о детстве очень субъективны, а значит, полагаться на них очень и очень самонадеянно. Только признав это, используя метод наблюдения, экспериментируя и постоянно развиваясь сами, мы можем быть полезными для наших детей.

Одно из революционных открытий Монтессори — ребенок сам является творцом своей личности. Это утверждение очень спорит с традицией — принято мнение, что ребенка надо «воспитывать, создавать, строить», потому что сам он ни на что не способен.

В книге приводится принципиальный взгляд автора на картину жизни ребенка — дети другие! Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком.

Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок и время переживает иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела или рефлексируют над прошлым. Дети живут здесь и сейчас.

Взрослые же могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым — одно из самых сильных чувств детства.

В отличие от взрослого, интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.